РАО Бумпром. Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Экономика, бумажное предприятие, развитие переработки древесины, лесная индустрия, БДМ, экология, лесной бизнес, бумажная упаковка, тара, тарная упаковка, новости ЛПК, новости лесного комплекса, новости ЦБП, ЦБП, пошлины на бумагу, ЦБК, целлюлоза, бумага, целлюлозно-бумажная промышленность, отрасль ЦБК, картон, писчебумага, производство, целлюлозно бумажный комбинат, фабрика, целлюлоза, экспорт, импорт, повышение цен, Лесной кодекс, инвестиционная программа, правительство, федеральное агенство по лесному хозяйству, макулатура, оборудование, модернизация, кадры, ввп, полиграфия, газетная бумага, мелованная бумага, снижение цен, акции, контракт, облигации
Об Ассоциации
ЦБП России
Новости и комментарии
Исследования и публикации
Календарь событий
СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
   Главная Контакты Карта сайта Написать письмо Сегодня 05.08.2020г., среда
НОВОЕ НА САЙТЕ
АРХИВ-КАЛЕНДАРЬ
<< август 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
ПОИСК
Рассылки


ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ
Аналитика

23 марта 2011 г.

Председатель наблюдательного совета СФТ групп Штейнберг А.В. рассказал о развитии рынка гофроупаковки

Версия для печати

10 марта 2011 года на сайте «Бумпром» опубликована статья «Возможный сценарий развития Российского рынка гофроупаковки в 2011-2013 годах» председателя совета директоров ГК «ГОТЭК» Чуйкова Владимира Александровича.

Должен сказать, что я отношусь с огромным уважением лично к Владимиру Александровичу, но, к сожалению, не согласен с оценками перспектив развития сектора гофроупаковки в России, даваемыми компанией «ГОТЭК», и дискуссия по этому вопросу у нас идет в последние 5 лет.

В статье автор обращается к «внимательному читателю», я хотел бы обратиться к руководителям и собственникам, имеющим интересы в целлюлозно-бумажной промышленности, а также к государственным служащим, занятым вопросами регулирования промышленности в России.

Почему я обращаюсь к такой аудитории в ответ на, казалось бы, совершенно безобидную статью, автор которой к тому же не настаивает на абсолютной истине своего анализа? Потому что по-моему мнению изложенные в статье выводы это не «неизбежное», а «желаемое» для автора будущее, и такое будущее не полезно и для нашей отрасли, и для страны в целом. Доклад автора я уже слышал на заседании «Национальной конфедерации упаковщиков», и там я ответил автору, что соглашаясь со статистическим анализом, приведенным в докладе, я совершенно не согласен с выводами.

Рассуждая о гофропроизводстве в России, необходимо добавлять информацию о ситуации, которая существует объективно.  Также я добавлю свои личные субъективные наблюдения, оценки и некоторые факты.  Сразу скажу, что все приведенные количественные оценки усредненные. К тому же постараюсь не использовать специальных терминов, которые могут быть понятны только специалистам отрасли. Я также не буду вступать в дискуссию по чисто технологическим вопросам.

Итак, базовая информация.

Гофролист для изготовления гофрокоробов производится минимум из трех слоев картона. Картон может быть первичный – чисто целлюлозный (крафтлайнер) и вторичный – макулатурный (тестлайнер). В Европе около 70% гофролиста производится из тестлайнера и около 30% из карфтлайнера, так как он в среднем на 25% дороже. Гофролист из крафтлайнера используется для изготовления упаковки премиум класса и упаковки со специальными требованиями.   В России ситуация обратная. Обусловлено это тем, что в Советские времена строились крупные целлюлозно-бумажные комбинаты для производства целлюлозы и крафтлайнера. Использованию вторичного сырья в производстве упаковки, как и производству  самой упаковки, должного значения не придавалось, и, поэтому в капитализм Россия вошла практически не имея серьезного производства макулатурных картонов и с ничтожным объемом гофропроизводства.

За последние 15-18 лет в России стремительно росло потребление упаковки, возросли требования к ее качеству, и в ответ на спрос были построены в достаточном количестве современные гофропроизводства с современными перерабатывающими линиями. Рост объемов гофропроизводства базировался на избыточном производстве крафтлайнеров. Кроме растущих Российских гофропроизводителей в Россию  пришли крупнейшие мировые компании отрасли, такие как «Stora Enso», «Smurfit Kappa», SCA, и они тоже создали гофропроизводства. Некоторые Российские производители крафтлайнеров также создали гофропроизводства.

По мере насыщения Российского рынка гофропродукцией, усилилась конкуренция между гофропроизводителями. Последние вынуждены были снижать издержки и естественно возник вопрос - нужны макулатурные картоны.

Для справки, новое гофропроизводство на базе современного гофроагрегата с производительностью 150 млн. м2 /год гофроупаковки стоит от 20 до 45 млн. Евро (ценовой разброс в значительной степени определяется готовностью инфраструктуры площадки). Строительство новой бумагоделательной машины производительностью 200 тыс.т/год тестлайнера с новой инфраструктурой обойдется минимум в 200 млн. Евро.

Основу Европейского рынка гофропродукции составляют:

- Крупные, вертикально интегрированные компании, с годовым оборотом 5-10 млрд. Евро, с объемом производства около 2 и более млрд. м2/год гофропродукции и с уровнем внутренней интеграции по всем стадиям технологического предела около 60% (сбор макулатуры, производство картонов - лайнеров, производство гофролиста и производство гофрокороба). То есть эти компании контролируют всю технологическую цепь и менее зависят от поставщиков.

- Средние компании с годовым объемом 600 - 800  млн. м2 гофропродукции, как правило, также с внутренней интеграцией не менее 60%.

-  Компании с объемом производства около 150 млн. м2 гофропродукции или меньше, которые могут не иметь собственного производства картонов и работать на закупаемых лайнерах или даже на закупаемом гофролисте. Как правило, эти компании производят или узкоспециализированную упаковку, ориентированную на конкретного потребителя, или же упаковку премиум класса.

На сегодня российских гофропроизводителей можно разделить на несколько групп:

- Компании – гофропроизводители «Stora Enso» и «ГОТЭК» с объемом производства 300-400 млн. м2/год. Технологическая цепь этих компаний начинается с производства гофролиста .

- Крупные региональные производители: Набережные Челны и Пермская бумажная компания, с объемом производства около 300 и 200 млн. м2/год соответственно. Эти компании имеют собственное производство тестлайнера и не имеют значительной внутренней интеграции по макулатуре.

- Компания СФТ групп, представленная в нескольких регионах Европейской части России, с объемом производства около 250 млн. м2/год, и единственная, имеющая внутреннюю интеграцию по всем стадиям технологического передела на уровне 60%.

- Компании – гофропроизводители  и конвертаторы с объемом производства до 100 млн. м2/год.

Итак, на рынке возник спрос на макулатурные картоны. Самостоятельно ни одна из Российских компаний гофропроизводителей не была в состоянии осилить проект по строительству новой бумагоделательной машины. Крупные целлюлозно-бумажные комбинаты имели и имеют проблемы с модернизацией своих основных производств, и это требует огромных инвестиций. Строительство машин по производству тестлайнеров для этих комбинатов не первоочередная задача.

У гофропроизводителей возникло несколько  вариантов развития

- объединить усилия и совместно построить бумагоделательную машину;

- закупать импортные картоны и добиваться  отмены ввозных пошлин;

- продолжать работать на крафтлайнере, покупать имеющийся на рынке России объем тестлайнера и ждать пока кто-нибудь построит новые машины.

Вероятно, либо амбиции, либо иные обстоятельства не позволили нескольким гофропроизводителям объединиться, и развитие ситуации пошло по другим двум вариантам.

Теперь обратим внимание на Российских производителей тестлайнеров. Некоторое количество фабрик на старом маломощном оборудовании в России все-таки было и есть.  Эти производители, медленно, но упорно делали модернизацию своих машин, повышали качество продукции, старались максимально удовлетворить запросы гофропроизводителей. Они, также как и гофропроизводители, не нашли в себе сил объединиться, но они подрастали и почти все наращивали объемы и строили машины маленькие и средние по Российским меркам – до 70 тыс. т/год.

Поставили машины «Окуловская бумажная фабрика», «Донская гофротара», «Пермская бумажная компания», «Объединенные бумажные фабрики» и другие. Сегодня также объявлены проекты строительства бумагоделательных машин: «Объединенные бумажные фабрики»  200 тыс. т/год, СФТ групп  250 тыс.т/год, и ряд менее масштабных проектов. Продукция этих машин по энергозатратам, удельным  нормам и своему качеству соответствует среднеевропейскому уровню. Также у этих машин есть возможность выпускать достаточно широкий ассортимент продукции по граммажам и форматам. Срок окупаемости этих проектов с момента запуска машин 5-7 лет.

Теперь хочу упомянуть о горизонте планирования.

В декабре 2010 года в Вене я встречался с г-ном Кордом Принцхорном (владельцем компании «Hamburger Group» - одним из крупнейших Европейских производителей гофропродукции) и рассказывал о планах СФТ групп построить бумагоделательную машину. На что г-н Принцхорн задал мне вопрос – «А какой у Вас горизонт планирования?», и я ответвил, что - 10 лет. Он согласился с тем, что планируемая к строительству машина даже по Европейским меркам в течение 10 лет будет актуальна. Однако он также отметил, что у них в компании со 150 летней историей, горизонт планирования составляет 30 лет, и новые машины у них должны сохранять свою актуальность минимум на 30 лет.

Решая вопрос с банками по финансированию строительства бумагоделательной машины, СФТ групп обратилась к гофропроизводителям с просьбой подтвердить объем потребности в тестлайнерах, начиная с 2013 года. Все Российские гофропроизводители , включая подразделения производителей крафтлайнеров, и подразделения иностранных компаний подтвердили свою заинтересованность с комментарием:  «Очень хорошо – чем больше вы будете производить тестлайнеров, тем ниже будет его цена».

Гофропроизводитель, не подтвердивший официально потребность в тестлайнерах, это компания «Stora Enso». Мотив следующий: в настоящее время компания строит большой завод по производству тестлайнера в Польше и планирует с момента вступления России в ВТО поставлять этот тестлайнер в Россию.

Теперь можно переходить к итогам и выводам.

Как я уже говорил, г-н Чуйков нарисовал скорее не «неизбежное», а «желаемое для себя» будущее, и  упомянутый горизонт планирования в 2-3 года очень мал, надо смотреть гораздо глубже. Россия интегрирована в мировой рынок, и цены на все виды лайнеров в России неизбежно коррелируют с мировыми ценами. Если рассмотреть сценарий г-на Чуйкова, то, на мой взгляд, компания «ГОТЭК» столкнется с теми же проблемами, которые имеет сейчас, и один из вариантов их будущего это покупка «ГОТЭК» компанией «Stora Enso», «Hamburger Group» или кем-то еще. Я думаю, что акционеры компании «ГОТЭК» именно этот вариант считают желаемым. Это нормальный бизнес. Не надо этого стесняться, надо честно признаться, в первую очередь самому себе, что такая цель имеется. Цель эта реальна. В Европе есть большое избыточное производство тейстлайнеров, и Европейские гофропроизводители с удовольствием придут на Российский рынок, в том числе и через приобретение Российских компаний гофропроизводителей. Казалось бы, да и что с того, придут менеджеры, которые имеют другие горизонты планирования, другой технологический опыт, и такие процессы надо только приветствовать. Такие положительные примеры мы видим как в нашей отрасли, так и в других, например, в автомобильной. Но то, что хорошо для отдельной компании «ГОТЭК» и для ее акционеров не совпадает с интересами отрасли и других участников этого рынка. Ситуация в нашей подотрасли совершенно особенная. В случае с автомобильной промышленностью в России создаются новые высокотехнологичные рабочие места, и от сборочных производств планируется переходить к местному производству комплектующих, а затем к полноценному производству автомобилей целиком. В тоже время нам предлагается оказатья от развития гофропроизводств со всеми стадиями технологического передела и остановиться только на «сборке». Здесь я хочу обратить внимание, что производители тестлайнера на каждое рабочее место в в своем производстве обеспечивает 5 рабочих мест в обеспечивающей их инфраструктуре. Это сбор и первичная переработка макулатуры, это производство энергии, и транспорт, это строительство, и так далее. Кроме того, собственное производство тестлайнера это решение экологических проблем, и сохранение русского леса.

Лозунг «заграница нам поможет» это не наш случай.

Думаю, что РАО «БУМПРОМ», «Конфедерации Упаковщиков России», другим отраслевым общественным организациям нужно приложить максимум усилий, чтобы при вступлении России в ВТО, обеспечить для гофропроизводителей и для производителей тестлайнера защищенный, мягкий переходный период  на 5-7 лет с сохранением ввозных пошлин. Это нужно для того, чтобы те «сумасшедшие», кто берется инвестировать в такие технологически сложные и трудноокупаемые проекты, как строительство бумагоделательных машин, чувствовали бы и понимание, и поддержку государства. А реализация всех этих проектов обеспечит государству дополнительные налоговые поступления, и дополнительные рабочие места.

 

 

Председатель наблюдательного совета

СФТ групп

Штейнберг А.В.

 

Выскажите мнение о материале:

Очень полезно  Любопытно  Ничего нового  


Об Ассоциации . ЦБП России . Новости и комментарии . Исследования и публикации . Календарь событий . СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Главная . Контакты . Карта сайта .   . Написать письмо    Тел./Факс +7 (495) 783-06-01
Copyright 2009 РАО "Бумпром" другие новости Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100