РАО Бумпром. Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Экономика, бумажное предприятие, развитие переработки древесины, лесная индустрия, БДМ, экология, лесной бизнес, бумажная упаковка, тара, тарная упаковка, новости ЛПК, новости лесного комплекса, новости ЦБП, ЦБП, пошлины на бумагу, ЦБК, целлюлоза, бумага, целлюлозно-бумажная промышленность, отрасль ЦБК, картон, писчебумага, производство, целлюлозно бумажный комбинат, фабрика, целлюлоза, экспорт, импорт, повышение цен, Лесной кодекс, инвестиционная программа, правительство, федеральное агенство по лесному хозяйству, макулатура, оборудование, модернизация, кадры, ввп, полиграфия, газетная бумага, мелованная бумага, снижение цен, акции, контракт, облигации
Об Ассоциации
ЦБП России
Новости и комментарии
Исследования и публикации
Календарь событий
СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
   Главная Контакты Карта сайта Написать письмо Сегодня 05.08.2020г., среда
НОВОЕ НА САЙТЕ
АРХИВ-КАЛЕНДАРЬ
<< август 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
ПОИСК
Рассылки


ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ
Аналитика

1 апреля 2011 г.

Исполнительный директор предприятия «Картонтара» Сергей Петрович Погодин: «Анализ текущей ситуации на российском рынке гофропродукции и взгляд на ближайшую перспективу»

Версия для печати

В конце 2010 и начале 2011 годов одним из самых важных пунктов повестки дня практически у всех производителей гофротары на повестке стояли вопросы: «…а что такое было в 3-4 квартале 2010 года с ценами на гофропродукцию? И насколько этот тренд сохранится в дальнейшем? И с чем это связано?». Напомню, что в течение 3-4 квартала 2010 года цены на гофропродукцию по всей европейской части России выросли на 30-40%. Безусловно, это был совершенно неоднозначный период как для производителей гофроупаковки, так и для клиентов, использующих эту упаковку в своем производстве.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, или, по крайней мере, спрогнозировать ситуацию на 2011 год, мы должны оттолкнуться от нескольких постоянных величин:

  1. Мы признаем, что у нас в России рыночная экономика, и всякие спекуляции на эту тему, мягко говоря, несерьезны.
  2. Для производства гофроупаковки используются: плоские слои картона (тестлайнер и крафтлайнер) и бумага для гофрирования (флютинг) - как от российских производителей, так и от зарубежных производителей данного вида сырья.
  3. Мы признаем тот факт, что рынок потребления гофропродукции, по разным оценкам, ежегодно растет на 6-10%.

Для того, чтобы объяснить ситуацию со скачкообразным ростом цен в 3-4 квартале, мы должны исходить из предпосылок, что, в свою очередь, скачкообразного роста спроса на гофропродукцию не было. Не было зафиксировано такого роста, превышающего 6-10%, у обрабатывающих и перерабатывающих отраслей в России. Если можно так сказать, это был стандартный год, с небольшой вялостью в 1-2 квартале и стабильным спросом на гофропродукцию в 3-4 квартале. Соответственно, на мой взгляд, причины надо искать в снижении производства гофропродукции, и затем, как следствие, образовании легкого дефицита по гофроупаковке. Затем - вполне логичный испуг клиентов и, как следствие, ажиотажный спрос и рост цен на гофропродукцию.

Необходимо понять, что произошло с упаковочной отраслью, которая в один момент оказалась неспособной удовлетворить, по сути, стандартный спрос перерабатывающих отраслей. Сейчас многие производители гофротары, считая свою экономику, задаются вопросом, какой неснижаемый запас тестлайнера и крафтлайнера, а также флютинга должен быть на складе сырья. Это может быть 1-3 суток, может быть 10-20 суток, может быть месяц. Этот вопрос зависит от многих факторов, но ясно одно: никто особо не хочет увеличивать запасы, и все стараются выстроить оптимальную политику складских запасов. В прошлом году, на мой взгляд, произошла неординарная ситуация с остановами ведущих предприятий, производящих картон и бумагу, которые являются сырьем для предприятий гофропроизводителей. Приостановили свои мощности ОАО «Выборгская целлюлоза», ОАО «Монди СЛПК» и ООО «Енисейский ЦБК». Если ОАО «Выборгская целлюлоза» и ОАО «Монди СЛПК» остановились на плановую модернизацию, то ООО «Енисейский ЦБК» прекратил работу по корпоративным причинам. Давайте подробно рассмотрим ситуацию с остановами этих предприятий. Почему заостряем на этом внимание - я скажу ниже.

  • ОАО «Выборгская целлюлоза». Предприятие остановилось на плановую модернизацию 07.06.10. Объявлен срок останова на две недели. Фактическая задержка с пуском более чем на месяц. Пуск предприятия - 02.08.10. Производительность – порядка 10,0 тыс.тонн/месяц картона для плоских слоев.
  • ОАО «Монди СЛПК». Предприятие остановилось на плановую модернизацию 10.08.10. Объявлен срок останова на один месяц. Фактическая задержка с пуском примерно на две недели. Пуск предприятия - 20.09.10. Производительность – порядка 15,0 тыс.тонн/месяц картона для плоских слоев.
  • ООО «Енисейский ЦБК». По разным причинам, предприятие остановились 02.06.10. Пуск в эксплуатацию произведен в сентябре-октябре 2010 года. Производительность - до 9,0 тыс.тонн/месяц бумаги для гофрирования.

Исходя из вышеприведенной информации, причем с определенной долей погрешности, можно говорить о том, что в период с июня по сентябрь с рынка исчезло около 80 тыс.тонн картона и бумаги. В пересчете на гофропродукцию это 150-160 млн.м2. Далее, берем в расчет, что в среднем, в России вырабатывается около 280 млн. м2 гофропродукции в месяц. Значит в период с июня по сентябрь производство гофропродукции составило около 1 120 млн.м2. Но, в то же время, мы видим, что у тех производителей г/продукции, которые вертикально не интегрированы и не имеют собственного сырья, совершенно непредсказуемо возникли перебои с сырьем. Безусловно, что в основе своей это коснулось малых и средних предприятий с ежемесячным выпуском по гофропродукции до 5-6 млн.м2/месяц. И это вполне объяснимо, потому как, объективно, у этих предприятий оборотные средства не позволяют держать большие запасы по картону и бумаге на складах. Должно быть понятно, что этот процесс инерционен по времени. Естественно, что пик дефицита по данному виду сырья пришелся на сентябрь-октябрь месяц. Надо понимать, что менеджмент всех гофропредприятий не прогнозировал такое резкое сокращение производства картона и бумаги. Впрочем, вряд ли давали такие прогнозы и сами производители сырья. Но, тем не менее, когда ситуация стала не вполне контролируемой, цены на тестлайнер, крафтлайнер и флютинг пошли вверх.

Далее повышение цен перекинулось и на гофропродукцию. Причем рост стоимости гофропродукции, на мой взгляд, состоял из двух факторов. Первый, возможно где-то спекулятивный, - это дефицит гофротары на рынке по причине останова или снижения объемов производства малых и средних предприятий из-за отсутствия сырья и, как следствие, поиск альтернативных и надежных поставщиков гофротары бывшими клиентами этих предприятий. Второй фактор, безусловно, объективный, - в части возмещения резко увеличившихся переменных затрат из-за поднятия цен на картон и бумагу.

Рассуждая далее, я бы настаивал на том, что пиковая ситуация по скачкообразному увеличению цен на плоские слои и, соответственно, на гофропродукцию в течение 3-4 квартала носит временный спонтанный характер. На самом деле, учитывая рыночную ситуацию, производители гофропродукции по большому счету не испытывают дефицита по плоским слоям и бумаге для гофрирования. На мой взгляд, на всю ситуацию по ценообразованию у производителей картона, бумаги и гофропродукции влияют другие факторы, а именно:

  1. Темпы роста рынка потребления гофротары, или темпы роста перерабатывающих отраслей.
  2. Темпы роста цен на энергоносители.
  3. Оборот волокна на территории России, или, проще говоря, «Закон по волокну».
  4. Наличие стимулирующего роста требований к качеству гофропродукции со стороны потребителей.

Можно еще привести ряд факторов, которые непосредственно влияют на ценообразование гофропродукции, но мы обозначили, на мой взгляд, системные, основополагающие. Причем я бы, кстати, не называл фактор вступления в ВТО способным сильно повлиять на расклад сил и возможностей на рынке производства и потребления гофропродукции.

Анализируя ситуацию 2010 года и давая прогноз на 2011 год, мы заложили рост по производству гофропродукции на 16%. Причем мы отталкивались, прежде всего, от своих конкурентных преимуществ и от роста рынка на 6-10%. Возможно, кто-то скажет, что это слишком самонадеянно, но ответ, на самом деле, простой: мы имеем свое производство картона и бумаги. Более того, мы имеем свои компании по сбору макулатуры как сырья для производства тестлайнера и флютинга.

Я уверен, что основной движущей силой развития упаковочной отрасли в части производства гофропродукции будет наличие стимулирующего роста требований к качеству гофропродукции со стороны потребителей. На мой взгляд, нет необходимости искусственно разгонять рынок, как предлагают некоторые производители гофротары, выходя с предложением о снятии пошлины на импортный картон и бумагу. На самом деле, это наивное представление ведения бизнеса (скорее, его можно назвать «идеализированным»), на мой взгляд, оторванное от реальной ситуации на рынке. Некоторые оппоненты ссылаются на то, что рентабельность в упаковочной отрасли низкая и будущее российской упаковочной отрасли вызывает глубокие сомнения, а если еще и использовать сырье российских производителей, то тогда вообще нельзя говорить о качестве гофроупаковки. Причем в пример приводятся 3-4 кварталы 2010 года в разрезе того, что рынок крайне неустойчив, особенно по причине качества и наличия сырья.

Ответом на такой вызов может служить результат работы вертикально интегрированных компаний (Пермский картон, Набережночелнинский КБК, СФТ групп и т.д.), которые в критической ситуации в 3-4 квартале 2010 года отработали на пределе своих мощностей по выпуску гофропродукции, что, на мой взгляд, должно быть примером развития для всей отрасли. Мы можем с удивлением наблюдать, как развиваются некоторые компании, которые инвестируют только в переработку картона и бумаги, т.е. непосредственно в гофропроизводство, и совершенно не рассматривают инвестиции в сырье, т.е. в производство картона и бумаги. Такой путь развития, еще раз повторюсь, я бы назвал излишне «идеализированным».

Реалии говорят о том, что есть два пути развития отрасли гофроупаковки:

  • выстраивать вертикально интегрированную компанию с производством плоских слоев и бумаги;
  • консолидироваться с компаниями, у которых есть производство плоских слоев и бумаги.

Остальные пути развития – это, по большому счету, вариации от этих двух вариантов. Безусловно, когда мы начинаем рассматривать развитие компаний, занимающихся только производством гофроупаковки, в направлении организации производства плоских слоев и бумаги для гофрирования, возникает множество вопросов, которые на первый взгляд кажутся неразрешимыми. Но здесь в какой-то степени начинается ответственность государственных структур за создание условий для серьезного инвестирования в данную отрасль с учетом производства этих видов картона и бумаги. Речь идет о признании того факта, что сырье для производства картона и бумаги – макулатура - законодательно нигде не обозначено, начиная от его сбора и заканчивая использованием. Мы должны иметь в России «Закон о волокне», который предусматривает все взаимосвязи в этой части. На самом деле, это серьезное препятствие для улучшения инвестиционного климата, но нельзя сказать, что непреодолимое.

Рынок и рыночные условия диктуют, на мой взгляд, именно такой подход, который описан выше. Безусловно, наступает следующий этап развития тароупаковочной отрасли, в котором определены условия увеличения производительности, повышения эффективности, переход на следующую ступень по качеству гофропродукции, и такой подход может быть осуществлен только в условиях вертикально интегрированных компаний. Возможно, в ближайшем будущем мы увидим подтверждение данной концепции.


Исполнительный директор ЗАО “Картонтара” Погодин С.П., группа компаний СФТ

 

Unipack.Ru

 

 

 

Выскажите мнение о материале:

Очень полезно  Любопытно  Ничего нового  


Об Ассоциации . ЦБП России . Новости и комментарии . Исследования и публикации . Календарь событий . СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Главная . Контакты . Карта сайта .   . Написать письмо    Тел./Факс +7 (495) 783-06-01
Copyright 2009 РАО "Бумпром" другие новости
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100