РАО Бумпром. Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Экономика, бумажное предприятие, развитие переработки древесины, лесная индустрия, БДМ, экология, лесной бизнес, бумажная упаковка, тара, тарная упаковка, новости ЛПК, новости лесного комплекса, новости ЦБП, ЦБП, пошлины на бумагу, ЦБК, целлюлоза, бумага, целлюлозно-бумажная промышленность, отрасль ЦБК, картон, писчебумага, производство, целлюлозно бумажный комбинат, фабрика, целлюлоза, экспорт, импорт, повышение цен, Лесной кодекс, инвестиционная программа, правительство, федеральное агенство по лесному хозяйству, макулатура, оборудование, модернизация, кадры, ввп, полиграфия, газетная бумага, мелованная бумага, снижение цен, акции, контракт, облигации
Об Ассоциации
ЦБП России
Новости и комментарии
Исследования и публикации
Календарь событий
СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
   Главная Контакты Карта сайта Написать письмо Сегодня 05.08.2020г., среда
НОВОЕ НА САЙТЕ
АРХИВ-КАЛЕНДАРЬ
<< август 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
ПОИСК
Рассылки


ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ
Аналитика

23 мая 2011 г.

Анализ российского рынка тарного картона и гофроупаковки: тенденции и прогноз от ГК «Объединенные бумажные фабрики»

Версия для печати

По итогам 2010 года рынок тарного картона не достиг предкризисных объемов производства.

 

В 2010 году производство тарного картона составило около 2,6 млн. т, что всего на 0,4% превышает уровень 2009 года, на 4% выше уровня 2007 года, но на 3,7% ниже, чем в предкризисном 2008 году. Одной из причин такого отставания, возможно, являются остановы на модернизацию двух крупных ЦБК – Сыктывкарского и Выборгского - и внеплановый останов Енисейского ЦБК, при которых рынок недосчитался порядка 24 тыс. т в месяц. Ряд предприятий снизили объемы производства.

 

 

Так как период остановов и модернизаций пришелся на летние месяцы, на рынке возник ажиотаж, связанный со снижением уровня запасов. По закону рынка, когда спрос на продукт увеличивается, неизбежно растет цена. Производители макулатурного тарного картона, с середины 2009 года страдающие от галопирующего роста стоимости макулатуры, вместе с «целлюлозниками» использовали данный момент для нормализации уровня рентабельности. То же самое сделали и гофропроизводители в конце 2010 года. Таким образом, соотношение цен выровнялось.

 

 

 

Тем не менее, уровень цен на тарный картон к концу года практически достиг европейского.

 

 

Все вместе это привело к тому, что начиная с июля, стал расти импорт тарного картона, прежде всего из стран СНГ и Польши, составив в декабре 2010 года 16 тыс. т (7,6% от потребления).

 

 

По сравнению с 2002 годом выпуск гофропродукции в 2010 году увеличился почти в 3 раза. Однако в последние годы наблюдается некоторое замедление темпов роста.

 

Следует отметить, что даже в кризисный 2009 год, когда упало производство картона, производители гофротары очень незначительно, на 0,6%, но увеличили выпуск продукции, в основном за счет мелких и средних производителей, которые воспользовались осечкой «гофромонстров» и переманили часть заказов на себя.

За 2010 год темп прироста гофропродукции по сравнению с 2009 годом составил 16%

Производством гофропродукции в России занимаются более 200 компаний. По степени интеграции их можно классифицировать как:

  • Вертикально интегрированные компании: «Набережночелнинский КБК», ОАО «Архангельский ЦБК», ООО «Пермский картон», ГК ОБФ, СФТ групп, «Брянская БФ» и другие.
  • Компании, производящие гофропродукцию из покупного лайнера и флютинга: ЗАО «Готэк», ЗАО «Гофрон», ЗАО «Каппа СПб», ЗАО «Эс Си Эй Пэкеджинг» и другие.

Компании, производящие упаковку из покупного гофрокартона (переработчики).

 

Средний граммаж гофрокартона постепенно снижается. Это позволяет сделать вывод, что производители макулатурного сырья начали изготавливать более качественный картон, способный компенсировать снижение граммажа за счет прочностных характеристик. Такой картон выпускают «Объединенные бумажные фабрики», «Окуловская бумажная фабрика», компания «Коммунар» и другие производители, в последние годы поставившие новые машины, либо проводившие серьезную модернизацию существующих мощностей.

 

 

В I квартале 2011 года производство тарного картона впервые не только превысило объемы 2008 года, но и установило рекорд, вызвав на рынке переизбыток предложения.

 

 

Перепроизводству тарного картона в 1 квартале 2011 года предшествовало несколько причин.

При замене целлюлозных слоев на макулатурные - будь это флютинг или плоский слой - для сохранения потребительских свойств гофротары производители вынуждены использовать более высокие граммажи слоев. На практике: целлюлозный лайнер АЦБК граммажом 115грм2 заменяли макулатурным лайнером граммажом 140 грм2. Самые востребованные сырьевые композиции на рынке гофроупаковки - это два целлюлозных лайнера и макулатурный флютинг, соответствующие марке Т-23.

При возникшем дефиците целлюлозного картона после останова Сыктывкарского, Енисейского ЦБК и резком росте цены на топ-лайнер «Выборгской целлюлозы» производители тары обратились к рынку макулатурных слоев. При этом абсолютное количество заказов от потребителей тары не увеличилось, просто их стали размещать у нескольких производителей одновременно, так как компании-заказчики не понимали, что означает «нет сырья», и объясняли для себя срывы в поставках трудностями у конкретного производителя. К середине ноября 2010 начался сезонный предновогодний рост заказов. Поэтому заявка на тару звучала примерно так: «Привезите что-нибудь, по любой цене, только прямо сейчас».

Лишь в начале 2011 года некоторые потребители упаковки стали отыгрывать позиции. Возобновились заказы на композиции с целлюлозными слоями.

Сезонный спад в начале года создал переизбыток предложений на рынке тарного картона, так как его производители для ассортимента возобновили выпуск низкого граммажа (100-112 грм2), увеличив погонные метры. Производители гофрокартона, давшие заявки в конце 2010 года на 2011 год, вынуждены были выбирать заявленные объемы и к февралю затарили склады, соответственно, отказываясь от заявленных ранее объемов, что вынудило некоторых производителей тарного картона снизить отпускные цены.

В настоящее время загрузка мощностей гофропроизводителей, по нашим расчетам, составляет около 60%. Дозагрузка мощностей в регионах с их переизбытком может произойти лишь при условии роста общего количества заказов на гофротару! В регионах с недостатком мощностей - только за счет строительства новых производств. Но если в данный момент дефицит покрывается поставкой из другого региона, то после ввода собственных мощностей упадет производство у «соседей». Загрузка мощностей по производству гофрокартона до уровня 85% означает прирост потребления тарного картона почти на 1 000 тыс. т. в год. По нашим оценкам, на это потребуется пять-семь лет.

По нашему мнению, рынок гофроупаковки будет расти в среднем на 7% в год.

 

 

 

Мощности по тарному картону, по нашей оценке, загружены ориентировочно на 70%, т.е увеличить производство еще на 30-35 тыс. т. в месяц - реализуемая задача.

 

 

Следует отметить, что, помимо модернизаций, произошедших в прошлом году, в 2011 году заявлены к реализации несколько крупных проектов.

 

 

Таким образом, российские производители тарного картона могут обеспечить сырьем не только отечественных гофропроизводителей, но и зарубежных, при этом новые проекты призваны увеличить мощности по производству бумаги, а также значительно улучшить качество выпускаемой продукции.

Существующие различия в качестве отечественного и импортного картона с лихвой компенсируются ценой. В 2010 году импортный макулатурный топ-лайнер предлагали в исполнении 140 гм2, целлюлозный - «Сыктывкар» и «Выборг» — в исполнении 115 гм2. Разность в плотности практически нивелировала разницу в цене, однако импортного топ-лайнера для производства 1 м2 гофрокартона с белым покровным слоем требовалось на 20% больше, чем целлюлозного. Предложение оказалось актуальным не более чем на два месяца. По нашему мнению, в настоящее время импортный тарный картон не составляет угрозы для отечественных производителей.

И в заключение - несколько слов по наболевшему для производителей гофрокартона вопросу о снижении пошлин на импортный тарный картон. В третьем номере издания «Целлюлоза.Бумага.Картон» опубликовано интервью с президентом International Paper в России и странах СНГ г-ном Францем Йозефом Марксом, который на вопрос корреспондента о вступлении России в ВТО дал исчерпывающий ответ:

«Безусловно, вступление в ВТО – это позитивный фактор. Можно ожидать, что после вступления России в ВТО на российском целлюлозно-бумажном рынке активизируются иностранные инвесторы. Что, в свою очередь, может привести к приходу в Россию новых, самых современных технологий.
Однако отмечу, что при вступлении в ВТО должен быть предусмотрен разумный «переходный» период. Например, растянутый на 5-6 лет. То есть снижение пошлин на товары, ввозимые в страну из-за рубежа, должно производиться достаточно плавно, чтобы не происходило массовых закрытий российских предприятий, работающих по устаревшим принципам и технологиям».

 

 


Автор: Александр Синчук, Заместитель генерального директора по развитию; Вадим Кукузей, Начальник отдела инвестиционных проектов; Римма Гумирова, Ведущий менеджер по маркетингу, ГК «Объединенные бумажные фабрики»

 

Unipack.Ru

 

Выскажите мнение о материале:

Очень полезно  Любопытно  Ничего нового  


Об Ассоциации . ЦБП России . Новости и комментарии . Исследования и публикации . Календарь событий . СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Главная . Контакты . Карта сайта .   . Написать письмо    Тел./Факс +7 (495) 783-06-01
Copyright 2009 РАО "Бумпром" другие новости
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100