РАО Бумпром. Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Экономика, бумажное предприятие, развитие переработки древесины, лесная индустрия, БДМ, экология, лесной бизнес, бумажная упаковка, тара, тарная упаковка, новости ЛПК, новости лесного комплекса, новости ЦБП, ЦБП, пошлины на бумагу, ЦБК, целлюлоза, бумага, целлюлозно-бумажная промышленность, отрасль ЦБК, картон, писчебумага, производство, целлюлозно бумажный комбинат, фабрика, целлюлоза, экспорт, импорт, повышение цен, Лесной кодекс, инвестиционная программа, правительство, федеральное агенство по лесному хозяйству, макулатура, оборудование, модернизация, кадры, ввп, полиграфия, газетная бумага, мелованная бумага, снижение цен, акции, контракт, облигации
Об Ассоциации
ЦБП России
Новости и комментарии
Исследования и публикации
Календарь событий
СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
   Главная Контакты Карта сайта Написать письмо Сегодня 18.09.2019г., среда
НОВОЕ НА САЙТЕ
АРХИВ-КАЛЕНДАРЬ
<< сентябрь 2019 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
ПОИСК
Рассылки


ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ
Технологии и инновации

28 февраля 2012 г.

ФГУП «Рослесинфорг»: лесоустройство в новых условиях

Версия для печати

Одной из главных задач в развитии экономики Российской Федерации является повышение конкурентоспособности и достойное участие в мировом разделении  труда. Руководством страны определены приоритетные,  экспортно-ориентированные сегменты экономики, в которых мы имеем  неплохой «задел» и естественные конкурентные преимущества, где может и должен быть достигнут успех. К ним относится и лесной комплекс, опирающийся на самую богатую в мире лесосырьевую базу. В этой связи перед лесным сообществом стоит  задача по технологической модернизации отрасли, по повышению качества лесного планирования, проектирования и, что особенно важно, принятия управленческих решений. Соответственно повышаются требования к качеству и оперативности информационного обеспечения отрасли  на основе технологической модернизации всей системы лесоучетных работ Российской Федерации.

Особая роль и ответственность в этом процессе отводится ФГУП  «Рослесинфорг» как правопреемнику советского, российского лесоустройства. Сегодня ФГУП «Рослесинфорг» – это мощное научно-производственное объединение с сетью из 35 филиалов и численностью более 3 тысяч высокопрофессиональных специалистов. В настоящее время подготовлена инновационная программа предприятия. Она имеет выраженный прикладной характер, направлена на повышение качества, эффективности и культуры производства, на унификацию технологических процессов в наших филиалах и состоит из 5 направлений: информационно-технологического, методического, экономического, правового и образовательного.

Реализация инновационной программы осуществляется специализированными подразделениями предприятия с активным привлечением лучших представителей отраслевой и академической науки.
Российская Федерация, как собственник лесов, произрастающих на землях лесного фонда, должна эффективно ими управлять, а  необходимым условием эффективного управления лесами является достоверная и полная информация о них. С принятием в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации в стране происходит радикальная реформа лесоучетных работ. Современная система (см. табл.) включает в себя 4 крупных самостоятельных направления:

– Постановка лесных участков в составе лесничеств и лесопарков на государственный кадастровый учет
– Государственная инвентаризация лесов
– Ведение государственного лесного реестра
– Лесоустройство

 

Лесоустройство и в новой «системе координат» остается важнейшим элементом лесоучетных работ, главным информационным ресурсом, обеспечивающим устойчивое управление лесами.
К сожалению, пять лет назад произошло драматическое падение объемов лесоустроительных работ. В настоящее время они выполняются в крайне незначительных объемах. Средняя по России давность лесоустройства подходит к 20 годам, материалы таксации серьезно устарели, что негативно сказывается на данных государственного лесного реестра и документах лесного планирования и проектирования и не позволяет организовать ведение лесного хозяйства и использование лесов на современном уровне.

Принятые в декабре 2010 года поправки в Лесной кодекс Российской Федерации в части определения полномочий Федерального агентства лесного хозяйства и субъектов Российской Федерации по видам лесоустроительной деятельности позволяют обеспечить финансирование этих работ и открывают новый этап и новые возможности в развитии лесоустройства в России. Эти новые возможности необходимо эффективно использовать.

Учитывая общую потребность государства и рынка в лесоустроительных услугах, необходимо поэтапно, но системно проводить таксационные работы, используя динамический программно-целевой подход. Суть программно-целевого подхода заключается в поэтапном делении территории земель лесного фонда на зоны целевого покрытия таксацией, исходя из согласованного графика, способов таксации и принципа солидарного финансирования работ из трех источников: Федерального бюджета в виде субвенции, бюджета субъекта Российской Федерации и средств арендаторов лесных участков. Формализованным выражением программно-целевого подхода должна стать региональная целевая программа лесоустроительных работ на 10 лет. Принцип планирования (распределения) субвенций на таксацию лесов – равномерный (ежегодно по 10% от общей потребности на таксацию лесов в субъекте РФ).

Работы по лесоустройству имеют комплексный характер, но самыми востребованными и самыми затратными являются работы по таксации лесов. Лесотаксационные работы – это вид непроизводственной деятельности, результатом которой является услуга собственнику лесов.
Результаты таксации лесов материализуются в виде детальных лесных карт и таксационных описаний на каждый лесотаксационный выдел лесничества и вносятся в Государственный лесной реестр. Особенностью данной услуги является ее тройное назначение. Потребителями результатов таксации лесов являются государство, бизнес и население.

Государство использует результаты для разработки документов лесного планирования (лесные планы субъектов РФ, лесохозяйственные регламенты лесничеств) в целях обеспечения устойчивого лесоуправления. Бизнесу результаты таксации необходимы для организации лесопользования (разработки проектов освоения лесов, подготовки лесных деклараций) с целью дальнейшего получения прибыли. Наконец, население в итоге получает необходимую информацию о лесах, реализуя свои гражданские права.

Как любой вид деятельности, лесоустроительные работы сопряжены с расходами. И эти расходы на первом этапе должны покрываться заказчиком этой услуги – собственником лесов. Таксация лесов по государственному заказу должна выполняться по новейшим, экономически оправданным и оптимальным по соотношению цена – качество технологиям с акцентом на преимущественное применение дистанционных способов. Тем не менее таксация лесов остается достаточно трудоемким и затратным процессом с 2-годичным, как правило, технологическим циклом. Базовая, начальная стоимость работ по таксации лесов (на 1 га) ранжируется по способам и разрядам и определяется по нормативам затрат на эти цели. Нормативы затрат рассчитываются на основании технологических схем выполнения таксационных работ, приведенных в лесоустроительной инструкции на примере типичных объектов с использованием действующих в лесоустройстве норм выработки по элементам работ. Услуги по таксации лесов могут оказываться государству любыми специализированными организациями. Конкретные исполнители работ и окончательная цена на эту услугу определяются в результате конкурсных процедур на свободном рынке.

Мы отчетливо понимаем, что в условиях Российской Федерации с ее огромными лесными территориями неизбежно дальнейшее развитие и доминирование дистанционных способов таксации на основе использования материалов дистанционного зондирования Земли высокого и сверхвысокого разрешения и программных средств нового поколения по их обработке. Поэтому с целью снижения издержек и укрепления своих позиций на рынке лесоустроительных услуг предполагается создание в предприятии собственного мобильного аэрофотосъемочного подразделения.

Общая эффективность лесоустроительных работ имеет экономическую и социальную полезность. В свою очередь экономическую полезность можно представить в виде прямой и косвенной экономической эффективности.

Прямая экономическая эффективность должна обеспечиваться обязательной процедурой выкупа (единовременным платежом) арендаторами лесных участков результатов таксации (лесные карты и таксационные описания) в виде выписки из Государственного лесного реестра по цене, соответствующей фактическим бюджетным затратам на таксацию лесов конкретного арендного лесного участка. Такой подход, с одной стороны, обеспечит государству возврат потраченных средств, а с другой – будет стимулировать органы государственной власти рационально планировать объекты и объемы работ по таксации, т.е. в зонах фактического и планируемого освоения лесов.
Только легально приобретенные результаты таксации лесов в виде выписки из ГЛР могут являться основанием для разработки проектов освоения лесов.

Результаты таксации лесов не могут и не являются идеальными по точности, они имеют свои допуски и случайные ошибки. Поэтому в процессе оформления федерального имущества в виде леса на корню к отчуждению в пользу арендаторов лесных участков последние при отводе лесосек и подготовке лесных деклараций обязаны натурным измерительным способом уточнять результаты таксации, полученные натурным глазомерным или дистанционным способом. Внесение изменений в Проекты освоения лесов при этом не должно быть обязательным.

Многолетний опыт лесоустроительных предприятий показывает, что по материалам натурного отвода лесосек значения запасов древостоев выше на 10-15%, чем по данным таксации. При переходе от разрешительной к заявительной системе лесопользования лесная декларация должна стать главным, конечным документом всей цепочки лесного планирования. Требуются соответствующие поправки в лесное законодательство.

Второй прямой доходной статьей государства от таксации лесов является плата населением (гражданами) за выписки из ГЛР по государственным расценкам. Необходимо более полно информировать граждан, что они по доступным государственным расценкам могут приобрести в виде выписки из ГЛР лесные карты или их фрагменты с таксационной информацией на интересующий их район, например, о грибных и ягодных местах. Несомненно, что с дальнейшим развитием гражданского общества и, соответственно, с ростом активности местного и городского населения рынок этих услуг будет расти.

Косвенная экономическая эффективность определяется общим увеличением  объема платежей в бюджетную систему всеми  участниками лесных отношений, в первую очередь арендаторами лесных участков.

Выполнение таксации лесов позволяет уточнить  эксплуатационные запасы и расчетную лесосеку, как правило, в сторону увеличения с соответствующим увеличением поступления платежей за использование лесов в бюджет Российской Федерации.

Перевод при таксации лесов части приспевающих насаждений в спелые обеспечит повышение рентабельности лесозаготовок не менее чем на 10%, что, соответственно, обеспечит увеличение налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Результаты таксации лесов в зоне добычи полезных ископаемых и строительства линейных объектов позволят выявить лесные участки, фактически используемые для этих целей, но не оформленные в установленном порядке, упорядочить арендные отношения в этой области и уточнить размеры арендной платы за использование лесных участков.

Разработка, утверждение и реализация региональных целевых программ проведения лесоустройства (таксации лесов) обеспечит повышение достоверности информации о лесах и авторитета органов государственной власти, что позволит значительно улучшить инвестиционную привлекательность лесопромышленного комплекса и, в конечном счете, обеспечит устойчивый тренд в сторону интенсификации и повышения культуры лесопользования, увеличения числа рабочих мест и налоговых платежей.

Общественная польза от осуществления таксации лесов заключается в достоверном информационном обеспечении лесного планирования и проектирования в целях устойчивого управления лесами, что позволит обеспечить принятие своевременных и эффективных управленческих решений по организации ведения лесного хозяйства и организации использования лесов. Кроме того, достоверная информация о состоянии лесов обеспечит повышение качества и эффективности противопожарного обустройства лесов, что позволит не только снизить огромный материальный ущерб, причиняемый лесными пожарами, но и, что является самым главным, предотвратить гибель людей.

Воссоздание государственной системы лесоустройства по периодической таксации лесов не только позволит улучшить положение лесного хозяйства и организацию использования лесных ресурсов в Российской Федерации, но и принесет положительный экономический, экологический и социальный эффект.

 

В.И. АРХИПОВ, ФГУП «Рослесинфорг»

 

Выскажите мнение о материале:

Очень полезно  Любопытно  Ничего нового  


Об Ассоциации . ЦБП России . Новости и комментарии . Исследования и публикации . Календарь событий . СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Главная . Контакты . Карта сайта .   . Написать письмо    Тел./Факс +7 (495) 783-06-01
Copyright 2009 РАО "Бумпром" другие новости
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100