РАО Бумпром. Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Экономика, бумажное предприятие, развитие переработки древесины, лесная индустрия, БДМ, экология, лесной бизнес, бумажная упаковка, тара, тарная упаковка, новости ЛПК, новости лесного комплекса, новости ЦБП, ЦБП, пошлины на бумагу, ЦБК, целлюлоза, бумага, целлюлозно-бумажная промышленность, отрасль ЦБК, картон, писчебумага, производство, целлюлозно бумажный комбинат, фабрика, целлюлоза, экспорт, импорт, повышение цен, Лесной кодекс, инвестиционная программа, правительство, федеральное агенство по лесному хозяйству, макулатура, оборудование, модернизация, кадры, ввп, полиграфия, газетная бумага, мелованная бумага, снижение цен, акции, контракт, облигации
Об Ассоциации
ЦБП России
Новости и комментарии
Исследования и публикации
Календарь событий
СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
   Главная Контакты Карта сайта Написать письмо Сегодня 17.09.2019г., вторник
НОВОЕ НА САЙТЕ
АРХИВ-КАЛЕНДАРЬ
<< сентябрь 2019 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
ПОИСК
Рассылки


НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ
СМИ о нас

21 мая 2019 г.

Обзор СМИ от 21 мая 2019 года

Версия для печати

ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЛИ ОСВОЕНИЕ БЮДЖЕТА?

 

Евгений ШВАРЦ, Николай ШМАТКОВ, Константин КОБЯКОВ, Всемирный фонд природы (WWF) России, «Лесной Регион»

 

Основной компонент Федерального проекта «Сохранение лесов» — воспроизводство лесов на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений фактически сводится к постройке теплиц для посадочного материала и посадки хвойных пород.

 

Но если за высаженными молодыми деревьями не ухаживать, они погибнут – в первую очередь из-за конкуренции с малоценными породами. Поскольку посадки погибнут не сразу, то и меры по предотвращению их гибели в проекте не заложены — что будет через 5-7-10 лет, не волнует чиновников. Возникают очевидные вопросы – а как восстанавливался лес до того как появился Лесной департамент России? Почему нужно тратить бюджетные средства на лесовосстановление? Кто эффективнее восстанавливает лес – государство или арендатор леса и кто должен за это платить?

По официальным данным, скорее всего существенно приукрашивающим действительность, более 25% культур гибнут в первые 10 лет после посадки, ещё больше в последующие 10-15 лет. Так, в период с 1983 по 2003 год в России погибло 53,5% созданных лесных культур. Проблемы с отсутствием уходов за молодыми насаждениями привели к смене пород на огромных территориях Европейской России и юга Сибири — на месте хвойных лесов (ель, сосна) возникли мелколиственные, в основном из берёзы и осины, которые гораздо менее привлекательны для промышленности.

Многие предприятия лесного сектора испытывают дефицит лесных ресурсов, расстояние вывозки древесины приближается к границе окупаемости, и часто цена транспортировки составляет большую часть цены древесины при поступлении на переработку. Дефицит сырья в освоенных лесах приводит к давлению на первозданные, наиболее ценные для сохранения биоразнообразия и запасов углерода леса. По новому закону, принятому 27 декабря 2018 года, под топор пойдут и защитные леса: из-за нехватки сырья ликвидируются нерестоохранные полосы рек и в промышленные рубки отдаётся до 50 млн. га защитных лесов.

Принятые в 2018 году нововведения в нормативном регулировании воспроизводства лесов — Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 212-­ФЗ и Федеральный проект «Сохранение лесов» Национального проекта «Экология» и др. опять нацелены только на совершенствование системы лесопосадки, но не стимулируют последующие этапы воспроизводства лесов, в том числе важнейший из них – уход за молодняками. Представляется, что значительные объёмы финансирования в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» не окажут существенного воздействия на получение хозяйственно ценных насаждений, поскольку при отсутствии ухода большая часть созданных в рамках проекта лесных культур также погибнет.

Какие-либо «экологические» характеристики восстанавливаемых лесов (видовой состав, устойчивость к пожарам, запас углерода и др.) вообще не планируются. Для экологии нужно сохранять массивы малонарушенных лесов, но такая задача в Федеральном проекте «Сохранение лесов» полностью отсутствует, хотя это и не противоречит Указу Президента Российской Федерации от 7.05.2018 г. «...сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений».

В 2018 году рубки ухода в молодняках были проведены лишь на 78% запланированной площади (вместо 294,0 тыс. га лишь 228,9 тыс. га), хотя и запланировано было во много раз меньше необходимого. Рубками ухода в молодняках проходится только около 24% от площади лесовосстановления и лесоразведения, тогда как в Беларуси, например, почти в 6,5 раз больше (155% к 2017 г.). В то же время использование самого дорогого посадочного материала с закрытой корневой системой (ЗКС) в общем количестве посадочного материала перевыполнено больше чем в 2 раза.

Можно сделать вывод, что значительная доля работ по лесовоcстановлению и лесоразведению (включая посадки сеянцев с ЗКС) не решает задачи восстановления лесных ресурсов. Для формирования молодняков необходимого состава и густоты в них необходимо проведение в среднем 2-х приёмов ухода. С учётом средней площади лесовосстановления за последние 10 лет в 0,85 млн. га необходимая площадь проведения ухода должна составить 1,7 млн. га в год, а в реальности уход проводится в среднем на площади 0,27 млн. га, то есть в 6 раз меньше необходимого.

Критерии и сроки перевода лесных культур в лесопокрытую площадь не позволяют на практике обеспечить формирование экономически ценных насаждений на месте срубленных или сгоревших и в целом направлены на регламентацию процесса, а не на достижение конечного результата — создание хозяйственно ценных и экологически устойчивых насаждений. Существующие нормативы также не позволяют обеспечить эффективный уход за лесом. Причиной неэффективности системы воспроизводства лесов в России является ориентированность ведения лесного хозяйства только на первый этап воспроизводства лесов – посадку.

Лесовосстановление в отсутствие контроля со стороны общества и заинтересованности бизнеса превратилось в инструмент освоения государственного бюджета. На ранее пройденных рубками участках не появляются ценные для промышленности ресурсы древесины. В результате в России валовой годовой доход с единицы площади эксплуатационных лесов в 30-35 раз меньше, чем в Финляндии и Швеции — то есть в странах со сходными природно-климатическими условиями. Причина в том, что органы лесного хозяйства заинтересованы в финансируемом из государственного бюджета процессе посадки леса, а не в его результате, успех которого определяется на рынках лесных ресурсов и их конечной продукции.

В странах с наиболее экономически эффективным лесным хозяйством восстановление ресурсов для лесной промышленности – это в первую очередь ответственность самих лесопромышленных компаний, поскольку от результатов лесовосстановления напрямую зависит эффективность их бизнеса в будущем. Одновременно органы управления развитых стран лесами также считают ключевой частью своей деятельности восстановление промышленных лесов, то есть предназначенных прежде всего для заготовки древесины, а вовсе не экологически и общественно значимых рекреационных и защитных лесов. В результате этого густонаселённые староосвоенные регионы покрываются «порохом для лесных пожаров» образца 2010 года – хвойными монокультурами.

Восстановление лесов можно достигать разными путями, в том числе – и без дорогостоящих посадок. Например, исключительно уходами за природными молодняками, в том числе — через повышение устойчивости лесов к пожарам. Целесообразно скорректировать Федеральный проект «Сохранение лесов» и обеспечить государственный и общественный контроль за результатами лесовыращивания, а не за процессами и промежуточными шагами (посадкой лесных культур, созданием лесосеменных центров), что делается сейчас. Нужен эффективный контроль за качеством созданных лесных культур с использованием спутникового и авиамониторинга, а не проверка наличия формальных бумаг. Необходимо размещать в открытом доступе информацию о всех участках лесовосстановления в удобном для государственного и общественного контроля виде.

Создание лесных культур и проведение уходов за лесом требует от лесопользователей значительных долгосрочных инвестиций. Поэтому необходимы меры поддержки таких инвестиций, в том числе — создание частных лесных плантаций и разрешение лесовыращивания на заросших деревьями и кустарниками землях сельскохозяйственного назначения, снижение арендных платежей за качественно восстановленные лесные площади, пропорциональное увеличение разрешённого объёма лесопользования и др.

12 февраля 2019 года председатель Правительства Д. А. Медведев поддержал идею разработки нового Лесного кодекса и дал поручения представить предложения по подготовке новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации с учётом необходимости общественного обсуждения проекта кодекса. Важно заложить в концепцию нового Лесного кодекса механизмы экономического стимулирования арендаторов лесного фонда к правильному и качественному лесовоспроизводству (доля лесовосстановительных работ, выполняемых арендаторами, в 2018 году уже достигла 82%), а не ставить во главу угла «обеспечение экономической устойчивости учреждений лесного хозяйства» под предлогом лесовосстановления, как это предлагается сейчас Рослесхозом, то есть возвращение к экономически исчерпавшей себя советской системе лесного хозяйства и вытеснению лесного бизнеса из значительной части экономически продуктивных лесных земель.

Промышленные леса должны восстанавливаться в первую очередь самим бизнесом. А лесовосстановление и сохранение экологических функций лесов за счёт бюджетных средств вне территорий долгосрочной лесопромышленной аренды должно осуществляться в соответствии с целевыми экологическими задачами и показателями – многопородность и сохранение биологического разнообразия, сохранение естественных (не оплачиваемых из бюджета) экологических процессов и массивов малонарушенных лесов, повышение устойчивости к антропогенно и климатически обусловленным пожарам и др. То есть на неарендованных лесных землях, управляемых учреждениями органов лесного хозяйства, в первую очередь должны осуществляться работы по повышению устойчивости лесов к пожарам и поддержке противопожарной инфраструктуры.

Обеспечение экологических функций лесов в южных малолесных районах соответственно должно осуществляться за счёт восстановления подобных естественным широколиственных лесов, а не хвойных монокультур. Бюджетные средства, в том числе – национального проекта «Экология», должны тратиться на достижение измеряемых экологически значимых показателей, а не на имитацию ведения лесного хозяйства.

 

ДМИТРИЙ МИРОНОВ НАШЕЛ ПОЛИТИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦБК НА РЫБИНСКОМ ВОДОХРАНИЛИЩЕ

 

ИА «ЯРНОВОСТИ»

 

Экологическая ситуация в регионах близ Рыбинского водохранилища может оказаться под угрозой из-за ЦБК, считает губернатор Ярославской области.

 

Источник сообщил ЯРНОВОСТЯМ, что старт строительства ЦБК в Вологодской области может усугубить кризисную экологическую ситуацию на Волге и помешать развитию речного туризма. На этом фоне губернатор Ярославской области ведет кропотливую работу с целью остановить строительство опасного объекта. В распоряжении редакции оказались копии писем Дмитрия Миронова премьеру Дмитрию Медведеву и президенту России Владимиру Путину, а также внутренние документы, свидетельствующие об обострении ситуации вокруг строительства ЦБК.

– В 2019 году на реке Шексна в Вологодской области может запуститься строительство целлюлозно-бумажного комбината. Еще в октябре 2013 группа компаний «Свеза» и правительство Вологодской области подписали договор о строительстве стоимостью $2 млрд. В планах – производство 1,3 млн тонн целлюлозы. Такое решение было принято всего через полгода после остановки работы ЦБК на Байкале, против которого долгие годы боролась общественность, – отмечает источник. – Лоббирует проект Алексей Мордашов, глава «Северстали», входящий в рейтинг Forbes самых богатых бизнесменов России.

Вологодская область не случайно была выбрана для строительства ЦБК. Регион – один из ведущих по лесным богатствам. Но изготовление бумаги – это не только лес, но и вода. Предполагается, что ЦБК на Волге будет забирать свыше 25 млн куб. метров воды в год, а сточная вода после производства будет загрязнена на уровне в 10 раз выше предельно допустимых концентраций вредных веществ.

ЦБК считаются предприятием первого класса химической опасности воздействия на окружающую среду. Это потенциальный источник негативного воздействия на экологию в связи с опасными стоками в реки и выбросами в атмосферу, а также образованием большого количества промышленных отходов, плохо поддающихся переработке.

Напомним, в конце прошлого года губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, волнуясь за экологию региона, обратился к председателю правительства Дмитрию Медведеву, президенту Владимиру Путину с просьбой остановить строительство ЦБК.

Отметим, в обращении к Дмитрию Медведеву от 22 апреля 2019 года Дмитрий Миронов аппелирует не только к ухудшающемуся состоянию Волги. Он говорит и о протестных настроениях, которые значительно возрастут в случае строительства ЦБК. В качестве примера приводится ситуация с проектом строительства Ярославской атомной ТЭЦ в начале 1990-х годов: «Общественники, используя рост протестного настроения, добились прекращения строительства, непродуманное начало которого сильно пошатнуло авторитет власти в регионе».

С таким же письмом Миронов обратился и к депутату Госдумы Валентине Терешковой, которая выступила против строительства ЦБК на берегу Рыбинского водохранилища и обратилась к министру природных ресурсов и экологии Дмитрию Кобылкину с просьбой разобраться, а также возглавила депутатскую рабочую группу для решения проблем загрязнения Волги и прибрежных территорий.

По сообщению источника, в конце апреля 2019 года, прошло совещание у главы правительства РФ Дмитрия Медведева, посвященное планам строительства ЦБК. Выступая на совещании, Дмитрий Миронов напомнил, что обсуждение строительства ЦБК ведется еще с 2014 года, и правительство Ярославской области неоднократно высказывалось о нецелесообразности строительства целлюлозного завода вблизи водохранилища.

Глава Ярославской области напомнил, что по инициативе Ярославской области Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработало приоритетный проект «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги», в котором собираются участвовать 17 субъектов, расположенных в бассейне реки. А в соответствии с указом президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» мероприятия приоритетного проекта включены в федеральный проект «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» с бюджетом 205 млрд. рублей.

По мнению Дмитрия Миронова, после старта ЦБК загрязнение окружающей среды приведет к тому, что многомиллиардных средств, выделенных на оздоровление Волги, просто не хватит для достижения целей национального проекта.

– Это значит, что потенциальное строительство целлюлозного завода сведет целевые показатели по нацпроектам, утверждённым Президентом Российской Федерации, на «нет», – подчеркнул губернатор Ярославской области.

Напомним, цель проекта «Оздоровление Волги», который разработан во исполнение майского указа президента РФ Владимира Путина, – сократить объем загрязненных сточных вод, ликвидировать объекты накопленного вреда окружающей среде. Планируется также привести в норму водоохранные зоны.

 

Выскажите мнение о материале:

Очень полезно  Любопытно  Ничего нового  


Об Ассоциации . ЦБП России . Новости и комментарии . Исследования и публикации . Календарь событий . СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Главная . Контакты . Карта сайта .   . Написать письмо    Тел./Факс +7 (495) 783-06-01
Copyright 2009 РАО "Бумпром" другие новости
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100