12 февраля 2020 г.
БУМАЖНАЯ
БРОНЯ КАРТОННЫХ ЛИНКОРОВ: ГАЗЕТНАЯ АРМАДА
Анастасия
Шартогашева, «Популярная
механика»
Японский
скульптор Ацуси Адачи делает памятники из старых газет. Корабли сороковых, винтажные
автомобили, лунный скафандр Нила Армстронга в исполнении Адачи говорят
новостями своих дней — и правдивыми, и не очень.
Ацуси Адачи рос в портовой Йокосуке и часто ходил
смотреть на корабли. В Йокосуке стоит седьмой флот ВМФ США и одна из японских
флотилий, поэтому поглядеть было на что: в этой акватории встречались авианосцы
USS Kitty Hawk и George Washington, японские миноносцы и крейсеры. К тому же
дедушка строил модели военных кораблей и любил читать о военной истории;
конечно, все это увлекло и маленького Ацуси. Он выучился на скульптора, а корабли
стали его моделями.
Fake news, война и память
В качестве материала Адачи раз и навсегда выбрал
старые газеты, журналы, страницы исторических романов — не за пластические
свойства, а за хронику. «В газетах ведь пишут о самом главном за день или за неделю,
а в японских газетах времен Второй мировой о самом главном врали, — рассуждает
Адачи, — и об этой лжи не следует забывать». Слой газет соответствующей объекту
эпохи ложится на скульптуру последним, до этого Адачи накладывает слоями
обычную бумагу и картон.
Публичная дискуссия о войне дается японцам
тяжелее, чем даже немцам: тут и осознание ошибок, и сожаление, ужас, трагедия,
оправдание, обида. В том, что молодой художник берется за модель флагмана
Объединенного флота, линкора «Ямато», можно увидеть что угодно, вплоть до увлечения
милитаризмом. Но делать этого не стоит: симпатии Адачи на другой стороне. Это
из-за них он взялся за бумажную копию Citroën 2CV. Его работа — дань уважения
французским инженерам, которые уничтожили первую партию 2CV накануне оккупации,
а после войны возродили модель и сделали ее одной из самых успешных в истории
компании.
Скульптуры Адачи не вздох по утерянной империи, но
воспоминания, порой тяжелые. Сам художник так и объясняет свой метод: «Я придаю
памяти форму, я беру предметы, созданные для закрепления пережитого опыта —
печатные СМИ и книги, и оформляю ими силуэты вещей, игравших в прошлом главные
исторические роли». Обычно все происходит наоборот, отмечает художник: время
придает вещам форму. «Ручная коробка передач за годы подстраивается под манеру
вождения хозяина, и то же самое рассказывают летчики (особенно военные) о своих
машинах. А я наклеиваю напечатанные когда-то слова на разные вещи, и память
обретает форму и содержание».
«Для меня все началось с моделирования, оно
породило во мне интерес к истории моей страны и к истории последней большой
войны», - говорит Адачи.
Скульптуры к прочтению
Работа Адачи начинается со склейки основного
массива будущей скульптуры из листов плотного картона. Потом художник вырезает
из этого бруска силуэт будущей машины — танка, мотоцикла, боевого корабля,
автомобиля, космической ракеты или скафандра. Живое встречается среди его работ
редко: есть несколько цикад и женские силуэты. Последним слоем на картон
ложатся тщательно подобранные вырезки из газет, журналов и книг. Адачи
подчеркивает, что его скульптуры надо читать.
Большая часть скульптур Адачи — это модели
реальных машин, и художник работает по чертежам, стараясь сохранить как можно
больше деталей. Под фюзеляжем из папье-маше у некоторых из них есть даже
бумажные двигатели и турбины — с лопатками, шлангами и прочим, однако
движущихся деталей обычно не бывает. И только если чертеж достать невозможно
(так обычно бывает с прототипами и экспериментальными моделями), художник
работает по фотографиям. Изредка случается, что геометрия скульптуры требует
отклониться от достоверности — и тогда Адачи жертвует мелкими деталями ради
общей выразительности. Но это скорее исключение, чем правило: сами объекты
требуют внимания к форме и уважения к своим рычагам и антеннам.
Внимание к деталям Адачи называет самой японской
чертой своего стиля. На взгляд со стороны национального в нем гораздо больше: и
легковесность бумаги, и коллекции крылатых объектов (шестьдесят два бумажных
самолетика — почти тысяча бумажных журавликов Садако), и увлечение техникой,
которое часто встречается у героев Миядзаки («Ветер крепчает», «Вымышленные
летающие машины»), и бережное отношение ко всему старому. Адачи любят галеристы
и в Японии, и за рубежом: недавно он привез свои корабли в Нью-Йорк, на выставку
про Токио. Может быть, людям нравится, когда их представление о чужой культуре
оказывается недалеко от истины.
СЦКК: НОВАЯ
НАДЕЖДА НА ПРОВАЛ ТОР "БУРЯТИЯ"
Елизавета
Петрова, Бабр
Селенгинский
целлюлозно-картонный комбинат Бурятии (СЦКК) стремительно готовится войти в
статус территории опережающего развития (ТОР). Соблазнительные преференции ТОР
наталкивают руководство предприятия на мысль о расширении производства.
Сейчас СЦКК специализируется на изготовлении
плоских слоев гофрированного картона, гофропродукции и лесохимического сырья.
Продукция комбината пользуется спросом у предприятий пищевой, химической,
строительной, медицинской и многих других отраслей России, Китая, Монголии,
Индии, Японии, а также стран ближнего зарубежья: Киргизии, Узбекистана и
Казахстана. Что же касается нового производства, то СЦКК нацелился на
изготовление пакетов из крафт-бумаги. и надо сказать, что для расширения
ассортимента появились предпосылки.
В июле 2019 года стало известно о том, что Дмитрий
Медведев подписал постановление о создании в моногороде Селенгинске территории
опережающего развития. Таким образом у СЦКК появляется ряд привилегий.
Основные привилегии для резидентов ТОР:
- Первые пять лет вновь созданное предприятие
будет освобождено от налога на имущество и на землю.
- Ставка налога на прибыль снизится до 5% (целиком
уплачивается в региональный бюджет) в течение первых пяти лет, не менее 10% в
течение следующих 5 лет. Заметим, что на остальной территории России ставка
равна 20%.
- Ставка по страховым взносам для резидентов
территории составит 7,6% вместо 30%.
- Затем еще пять лет по-прежнему будет возможность
пользоваться нулевой ставкой налога на землю, а ставка налога на имущество
составит 1,1%, вместо стандартных 2,2%.
- Возможность использовать режим свободной
таможенной территории.
Помимо прочего Агентство Дальнего Востока по
привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ) обязалось помочь
комбинату привлечь новых инвесторов. С одной стороны, неплохие перспективы. А с
другой, наивно полагать, что все задуманное в теории на практике выльется в
аналогичную картину. Тем более что сейчас большинство проектов зависли в режиме
ожидания: документы для включения в ТОР находятся на рассмотрении
Минвостокразвития.
Что еще интересно: рейтинг инвестиционной
привлекательности Бурятии, по мнению агентства «РАЭКС-Аналитика», основанное на
официальных данных Росстата, Минфина, Банка России, Минсвязи, МВД и Минприроды,
показывает падение республики сразу на 4 строчки. Потенциальные инвесторы не
рассматривают регион, как перспективную выгодную инвестицию. Будет ли таковой
СЦКК? Вопрос остается открытым.
Тем более практика показала, что у комбината не
всегда гладко шли дела, особенно в 2013 году. Нерациональное использование
набранных руководством кредитов привели к задолженности общей суммой 800
миллионов рублей. Ситуация улучшилась после смены собственника. В декабре 2013
года контрольный пакет акций выкупила компания ООО «Байл». В конце июля 2014
года предприятие представило в Арбитражный суд документы, подтверждающие
выплату всего долга по кредитам. Однако позже у комбината начались проблемы с
выплатой заработной платы сотрудникам.
Велика вероятность, что при расширении
производства у комбината может возникнуть масса проблем при реализации. А если
СЦКК еще и рассчитывает на дополнительную финансовую поддержку в рамках ТОР, то
трудностей прибавится из-за отсутствия резидентов. Тем самым так называемые
территории опережающего развития в очередной раз рискуют не оправдать
возложенных на них надежд: горький опыт уже имеют многие российские регионы.
Выскажите мнение о материале: