РАО Бумпром. Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Экономика, бумажное предприятие, развитие переработки древесины, лесная индустрия, БДМ, экология, лесной бизнес, бумажная упаковка, тара, тарная упаковка, новости ЛПК, новости лесного комплекса, новости ЦБП, ЦБП, пошлины на бумагу, ЦБК, целлюлоза, бумага, целлюлозно-бумажная промышленность, отрасль ЦБК, картон, писчебумага, производство, целлюлозно бумажный комбинат, фабрика, целлюлоза, экспорт, импорт, повышение цен, Лесной кодекс, инвестиционная программа, правительство, федеральное агенство по лесному хозяйству, макулатура, оборудование, модернизация, кадры, ввп, полиграфия, газетная бумага, мелованная бумага, снижение цен, акции, контракт, облигации
Об Ассоциации
ЦБП России
Новости и комментарии
Исследования и публикации
Календарь событий
СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
   Главная Контакты Карта сайта Написать письмо Сегодня 15.01.2021г., пятница
НОВОЕ НА САЙТЕ
АРХИВ-КАЛЕНДАРЬ
<< январь 2021 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ПОИСК
Рассылки


Новости и комментарии
СМИ о нас

30 декабря 2020 г.

Обзор СМИ от 30 декабря 2020 года

Версия для печати

ОСОБЕННОСТИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НА СЕЛЬХОЗЗЕМЛЯХ

 

Андрей Щеголев, директор Лесной программы WWF России, «Леспроминформ»

 

23 сентября 2020 года принято Постановление Правительства РФ №1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», которое осталось незамеченным широкой общественностью, но в перспективе почти наверняка изменит жизнь многих граждан России, проживающих на селе в лесной зоне.

 

За сухим и непонятным на первый взгляд названием постановления скрывается зарождение частных лесов в России и нового класса лесовладельцев. Иными словами, если вы с детства мечтали о собственном лесе, чтобы заботиться о нем всю жизнь и передать детям, то с этого дня государство предоставляет такую возможность.

 

А раньше нельзя было?

Нет, раньше такой возможности ни у частных лиц, ни у лесопромышленных или сельскохозяйственных компаний не было. Леса, если это насаждения, а не срубленные деревья, в нашей стране принадлежат государству, а земли, на которых они растут, относятся к государственному лесному фонду. Площадь таких лесов составляет более 1 млрд га. Есть еще земли, покрытые лесом, относящиеся к другим категориям, например, земли особо охраняемых природных территорий. Но все эти леса – собственность государства.

Еще одна категория земель по закону никакого отношения к лесу не имеет, однако по факту лес на них растет и неплохо себя чувствует. Это земли сельскохозяйственного назначения, заросшие лесом. Где-то отдельные сосенки наступают на поле, с каждым годом захватывая новые территории, где-то уже стоит густой, как щетка, березовый молодняк, через который не пройти, а иногда и вполне сформированный смешанный лес, которому несколько десятков лет. Все эти леса появились потому, что в свое время поля, использовавшиеся жителями села в качестве пашни или сенокоса, оказались заброшенными.

Зарастали поля в разное время и по разным причинам. В XX веке – из-за войн и других социальных потрясений. Последнее – это распад Советского Союза и жесткий экономический кризис, разыгравшийся после этого в России. Если за полем не ухаживать, то уже на следующий год оно зарастет травой, а через несколько лет его захватят деревья, «обрадовавшиеся» плодородной почве и отсутствию конкурентов. Год за годом поселяясь на не используемых человеком сельскохозяйственных землях, деревья захватили в России ни много ни мало 60 млн га – площадь, почти в полтора раза превышающую территорию Республики Коми.

В отличие от земель лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения могут принадлежать не только государству, но и гражданам и юридическим лицам. Однако деятельность частного владельца должна соответствовать целевому назначению земли: ведению сельского хозяйства. Зарастание сельскохозяйственных земель лесом ранее расценивалось как их нецелевое использование, за которое полагались штрафы и даже изъятие участков. Предписывалось очищать земли от деревьев, часто это приводило к пожарам, поскольку собственники самым простым и дешевым способом избавления от леса считали поджог. Зачастую выжигания на сельхозземлях становятся причинами крупных пожаров в лесу и сельских населенных пунктах.

 

Не жалко ли отдавать поля под лес?

Полей хватит всем. К концу 2030 года Минсельхоз планирует вовлечь в оборот не менее 12 млн га земель сельхозназначения. Многие эксперты полагают, что это слишком оптимистичные планы, поскольку практика показывает: если зарастающие лесом земли изымают у собственников или принуждают очистить их от леса, то земли остаются неиспользуемыми. Ведь сейчас уже нет нужды в больших сельскохозяйственных угодьях.

Современные технологии и способы ведения сельского хозяйства позволяют производить больше продукции с единицы площади, поэтому в первую очередь используются самые плодородные почвы. А земли Нечерноземья, северной части Центральной России, Северо-Запада и других регионов, где почвы малопригодны для ведения сельского хозяйства, но оптимальны для выращивания леса, останутся заброшенными.

Даже если оптимистичные планы реализуются и 10 млн из 60 млн га вернутся в сельскохозяйственный оборот, 50 млн га будут все так же зарастать лесом. Хотя в долгосрочной перспективе с такой площади можно ежегодно получать до 300 млн м3 древесины. (Для сравнения: сейчас лесной комплекс России ежегодно заготавливает около 200 млн м3.) При этом бонусом в страдающих от безработицы сельских районах может появиться до 100 тыс. новых рабочих мест.

 

Нужно ли выращивать лес на сельхозземлях?

Лесной комплекс современной России, как и СССР, нацелен на заготовку древесины в первозданных лесах, на так называемых малонарушенных лесных территориях. Эту модель, наверное, эксплуатировали бы до сих пор, но доступный лес кончился.

Освоение оставшихся первозданных лесов сопряжено с огромными инвестициями, а мировой рынок лесоматериалов требует соблюдения стандартов добровольных систем лесной сертификации, предписывающих сохранять первозданные леса как обеспечивающие сохранение биологического разнообразия и регулирование климата.

Получается, что для долгосрочного обеспечения предприятий сырьем лесному бизнесу придется обратиться к освоенным участкам, на которых после рубки вырос новый лес. А зарастающие лесом поля обычно расположены недалеко от населенных пунктов, где часто есть центры переработки древесины, а вокруг относительно разветвленная сеть дорог. В сочетании с благоприятными климатическими и почвенными условиями такие леса весьма привлекательны для инвестиций.

Но принятые в лесном хозяйстве долговременные инвестиции актуальны только при гарантии, что лес останется в пользовании компании не менее 80–120 лет – в течение так называемого оборота рубки. Между тем срок лесной аренды в России от пяти до 49 лет. К тому же не всегда арендный договор на новый срок заключается с тем же арендатором, даже если он заботливо ухаживал за лесом. В таких условиях лесной бизнес не станет вкладывать деньги в правильное лесное хозяйство и выращивать лес десятилетиями. И поэтому крупные лесопромышленники в России давно поднимают вопрос о частной собственности на леса, существующей во многих странах.

Однако быстрое введение частной собственности на леса может повлечь многочисленные проблемы и социальные конфликты на селе. В массовом сознании лес – это общее достояние. К тому же все помнят последствия приватизации начала девяностых годов.

А вот с лесом на сельскохозяйственных землях может быть по-другому. Его можно выращивать с нуля как сельскохозяйственную культуру, а в молодняках или средневозрастных насаждениях сразу проводить рубки ухода. Право собственности позволит владельцу делать долгосрочные вложения в участок, самостоятельно планировать лесохозяйственные мероприятия (лесовосстановление, уходы, финальную рубку) и рассчитывать на прибыль. Частные леса на сельхозземлях могут стать прообразом частной собственности на леса в России, своеобразным экспериментом для выработки подходов к новой модели.

 

История постановления

Несмотря на очевидные преимущества лесного хозяйства перед заброшенными лесами и привлекательность узаконивания частных лесов на сельхозземлях, путь к решению этого вопроса занял несколько лет. Еще в 2013 году президент РФ дал поручение правительству обеспечить внесение изменений в законодательство, предусматривающих определение «особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения». После этого прошло пять лет, но изменений замечено не было. В начале 2018 года WWF России и Greenpeace обратились к президенту РФ и правительству РФ с просьбой решить эту проблему. В конце того же года в рамках исполнения поручения президента в Лесном кодексе появилась статья 123, устанавливающая правовую возможность для грамотного управления и использования лесов на сельхозземлях.

Однако ей по-прежнему противоречили другие нормативы, поэтому природоохранным организациям в ноябре 2019 года пришлось вновь обратиться к правительству. Затем президент поручил правительству до 30 апреля 2020 года «принять меры, направленные на установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотрев возможность осуществления на землях такой категории всех видов использования лесов без необходимости изменения формы собственности на земельные участки и изменения категории земель». Точку в решении вопроса поставило официально опубликованное 23 сентября 2020 года правительственное постановление №1509, разрешившее ведение лесного хозяйства, в том числе для заготовки древесины, на землях сельхозназначения.

Казалось бы, основным драйвером легитимизации ведения лесного хозяйства на сельхозземлях должен был стать лесной бизнес, заинтересованный в собственном «лесном огороде» рядом со своими предприятиями. Но наиболее заметную роль в привлечении общественного внимания к проблеме лесов и пожаров на сельхозземлях сыграли именно природоохранные организации. Чем объясняется такая активность «зеленых»?

Во-первых, ведение лесного хозяйства на сельхозземлях – это возможность получения дополнительного объема древесины для лесопромышленных предприятий не за счет первозданных и других экологически ценных лесов, а с помощью «лесного огорода». Новый источник сырья позволил бы сохранить экологически ценные участки леса, которые в противном случае уничтожаются в результате «одноразового лесопользования».

Во-вторых, это снижение рисков пожаров в лесах на заброшенных сельхозземлях и сельхозземлях вообще. Владельцы таких участков будут заинтересованы не в уничтожении, а в эффективной охране от пожаров своего леса, который из обузы превращается в капитал.

В-третьих, это обеспечение занятости сельских жителей, возможности трудоустройства которых обычно весьма ограничены.

 

Есть ли недостатки у постановления?

Да, безусловно, они есть. К примеру, в документе не прописаны ограничения на использование лесов на сельхозземлях вокруг населенных пунктов, к которым примыкают эти леса. Потенциально такая ситуация может привести к острым конфликтам новоиспеченных владельцев этих лесов с местными жителями. Необходимо установить режим и ограничения рубок близ населенных пунктов.

По-прежнему не устранен ряд противоречий постановления с Земельным кодексом РФ, что может вызвать неопределенность в работе с лесами на сельхозземлях.

Не проработаны вопросы учета древесины, заготовленной на землях сельскохозяйственного назначения. В постановлении говорится о внесении объемов в систему ЛесЕГАИС, но, с учетом масштабов, непонятно, как это будет осуществляться на практике.

Все недоработки нового постановления можно устранить, они не умаляют его значения.

 

Что дальше?

После доработки документ должен заработать в полную силу, тогда сформируется новый рынок и новые правила игры в лесном секторе. Руководство одной крупной лесопромышленной компании на Северо-Западе уже открыто проявляет интерес к ведению лесного хозяйства на сельхозземлях и заявляет о своих планах. Вероятно, в скором времени в стране начнут скупать заброшенные сельхозземли. Компании станут собственниками участков леса разного возраста и породного состава, и по каждому придется принимать отдельные хозяйственные решения.

На землях государственного лесного фонда арендаторы не могут самостоятельно распоряжаться – все решения регламентируются требованиями органов управления лесами, которые зачастую никак не связаны с экономикой предприятия. Принятие постановления в корне меняет подход к управлению лесом, но только на сельхозземлях. Фактически государство передало право принятия решений собственникам таких земельных участков.

Большие возможности – это всегда большая ответственность: охрана леса от пожаров, защита от болезней и вредителей, которые могут нанести ущерб соседним лесам. Кроме того, работникам лесопромышленных предприятий и частным лесовладельцам потребуются совершенно новые компетенции по планированию и ведению лесного хозяйства. Вероятно, появится спрос на квалифицированных специалистов, который, в свою очередь, поможет возродить профессиональное лесное образование. И опытным игрокам лесного рынка, и новоиспеченным собственникам предстоит решить немало задач.

 

РЕЗЕРВНЫЙ ТОЛК: МИНЭК НАШЕЛ СПОСОБ УДЕШЕВИТЬ КРЕДИТЫ НА ПРОЕКТЫ С СЗПК

 

Дмитрий Гринкевич, «Известия»

 

Минэкономразвития ведет с Центробанком переговоры о том, чтобы признать проекты, по которым заключены соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), особо надежными. Как рассказал «Известиям» первый замглавы министерства Андрей Иванов, это позволит начислять по кредитам меньше резервов и снизить ставку по займам для компаний, подписавших соглашения. Особые послабления по кредитам могут исказить оценку рисков по таким проектам, полагают эксперты. Бизнес, напротив, согласен, что СЗПК снимает ряд существенных опасений и для банков наличие подписанного соглашения — это сигнал к тому, чтобы снижать ставки.

 

Элитное соглашение

Кредиторам проектов, по которым заключены СЗПК, хотят дать особые привилегии. Как рассказал «Известиям» первый замглавы Минэкономразвития Андрей Иванов, ведомство ведет с ЦБ переговоры о том, чтобы регулятор признал на нормативном уровне такие бизнес-инициативы более надежными и разрешил банкам начислять по займам на них минимальные резервы. Это должно существенно снизить ставку по кредитам на проекты с СЗПК и повысить их привлекательность.

— Ведем диалог с ЦБ, чтобы были регуляторные решения, которые позволят относиться к таким проектам как к более защищенным, чтобы СЗПК признали в качестве инструмента, снижающего риски по проекту, — заявил Андрей Иванов.

Он добавил, что работа над совершенствованием соглашений как одного из основных инструментов привлечения инвестиций будет продолжена.

14 декабря правительство подписало первые девять СЗПК по проектам общей стоимостью 135 млрд рублей. В их число вошли следующие проекты:

- создание в Амурской области завода по производству метанола (Группа ЕСН, инвестиции 55 млрд рублей);

- расширение комплекса по выпуску удобрений в Новгородской области («Фосагро», 28 млрд рублей);

- развитие молочного животноводства и переработки молока в Тверской области («Румелко-Агро», 18 млрд рублей);

- строительство завода по производству бумаги в Вологодской области (Segezha Group, входит в АФК «Система»,11 млрд рублей);

- создание фармпредприятия в Зеленограде (Р-Фарм, 8,6 млрд рублей);

- реконструкция производства замороженных мясных полуфабрикатов и готовых блюд в Калининградской области, а также строительство комбикормового предприятия в Орловской области («Мираторг», 4,9 млрд и 2,5 млрд рублей соответственно);

- строительство высокотехнологичного тепличного комплекса в Краснодарском крае (ГК «Магнит», 6,4 млрд рублей);

- создание центра обеспечения омниканальной торговли в Татарстане (Wildberries, 5 млрд рублей).

В общей сложности до конца года планируется заключить еще 11 соглашений на сумму 770 млрд рублей, рассказали «Известиям» в Агентстве инвестиционного развития. Там уточнили: проекты будут реализовываться в таких отраслях, как медицина, химическая и лесная промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство.

Кроме этого, разрабатывается и ряд поправок в условия СЗПК. В частности, планируется позволить участникам соглашений привлекать дополнительное финансирование через выпуск, например, инфраструктурных облигаций под обеспечение платежей по ним со стороны государства, добавили в агентстве.

В ЦБ не ответили на запрос «Известий» о том, идет ли обсуждение включения кредитов СЗПК в число более надежных и на какой оно стадии.

 

В первоклассные проекты

«Известия» обратились в компании, заключившие с правительством соглашения о защите капвложений, с вопросом, насколько для их проектов важна стоимость кредитов. В «Еврохиме» заявили, что их проекты с СЗПК не связаны с привлечением займов.

СЗПК снимает ряд существенных рисков и для банков наличие подписанного соглашения — это сигнал к тому, чтобы снижать процентную ставку, заявил «Известиям» председатель совета директоров группы ЕСН Григорий Берёзкин. Удешевление заимствований сделает проекты более конкурентоспособными и в целом увеличит их количество на территории России, уверен он.

Проект ЕСН прошел предварительную экспертизу банков, у них есть заинтересованность в его кредитовании в рамках «Фабрики проектного финансирования», о чем у группы подписано соглашение с ВЭБ.РФ, добавил Григорий Берёзкин. Есть соглашения с несколькими коммерческими банками, ведутся переговоры по подготовке кредитной документации, добавил он.

Строительство нового целлюлозно-бумажного комбината может рассматриваться как гринфилд-проект (запущенный с нуля) и по нему, возможно, ставки будут более высокими, чем в среднем рынку, поскольку банки закладывают в них соответствующие риски, предположил член правления — вице-президент по финансам и инвестициям Segezha Group Ровшан Алиев. После подписания СЗПК компания рассчитывает на снижение стоимости кредита, добавил он.

ЦБ мог бы приравнять инициативы с СЗПК к проектам, обладающим инвестклассом, предложил исполнительный вице-президент Газпромбанка Александр Ушков. В таком случае риск-вес снизился бы до 0,65 вместо нынешних 1,3 на инвестфазе проекта, уточнил он. Это поспособствовало бы росту финансирования проектов с поддержкой СЗПК со стороны коммерческих банков, уверен Александр Ушков. У Газпромбанка есть несколько клиентов, которые уже заключили СЗПК или подали заявки на его подписание, добавил он.

Привлекательность СЗПК как инструмента стимулирования инвестиций, в том числе в виде кредитов от банков, безусловно, повысится, если риски этих проектов будут понижены на уровне нормативной базы ЦБ, в частности через послабление требований к резервам, уверен руководитель юридической практики в сфере государственно-частного партнерства, инфраструктурных проектов, энергетики и природных ресурсов PwC Владимир Соколов. Однако в этом случае возможно искажение фактического баланса рисков. В частности, проект, в отношении которого заключено СЗПК, направлен на выпуск продукции, которая может быть сравнительно слабо востребована рынком, но благодаря самому факту наличия соглашения оценка надежности бизнес-инициативы будет более высокой, чем у аналогичных без соглашения.

Государство делает ставку на частный сектор как на основной фактор разгона экономики в ближайшие годы, отметил экономист РАНХиГС Владимир Климанов. Инструментарий для привлечения капвложений сформирован на достаточно серьезном уровне, однако системные барьеры, сдерживающие прирост инвестиций, до сих пор не решены. В частности, такие проблемы, как предвзятость судов или защита частной собственности, о которых бизнес говорит уже долгие годы.

 

Справка «Известий»

Президент подписал закон о СЗПК 1 апреля. Этому предшествовало почти двухлетнее обсуждение его текста и параметров, доходило в том числе и до прямых столкновений на уровне кабмина. Согласно вступившему в силу документу, заключившие соглашение компании получают гарантию неизменности ставок налогов на имущество и прибыль, а также вывозной таможенной пошлины и условий землепользования в течение 6–20 лет. Закон также предусматривает механизм возмещения затрат инвесторов на энергетическую, транспортную, коммунальную, социальную и цифровую инфраструктуры в объеме уплаченных налогов. Кроме того, на три года будет отсрочено вступление в силу нормативных актов в сфере экологического регулирования.

 

ЭКОЛОГ АЛЕКСАНДР КОЛОТОВ: "ПРОЕКТЫ НОВЫХ ЦБК В СИБИРИ СТРАДАЮТ ОТ ГИГАНТИЗМА"

 

«Новые Известия»

 

Планы компании Глеба Франка построить на Енисее и на Ангаре целлюлозно-бумажные комбинаты вызвали большую тревогу у жителей Красноярского края. В Лесосибирске 600 человек объединились в группу "НЕТ ЦБК в Лесосибирске". "Новые известия" поговорили с краевыми экологами об опасности новой экологической катастрофы.

 

Александр Колотов возглавляет общественную экологическую организацию «Плотина» в Красноярске. Он рассказал "Новым известиям", что пока ни один из проектов - ни в Богучанах, ни в Лесосибирске - не был представлен на экологическую экспертизу. Предыдущие проекты провалились, потому что представляли угрозу жизни и здоровью жителям края.

 

- Нужен ли Красноярскому краю ЦБК?

- Если говорить о строительстве ЦБК в целом, то, насколько я понимаю, в нашем регионе нет ни одного действующего ЦБК. Последний был в Енисейске, и он закрыт несколько лет назад. Поэтому, нам нужна переработка целлюлозы, но другое дело, что, когда мы начинаем вникать в нюансы, возникают другие вопросы. Все те проекты ЦБК, которые предлагаются и в Енисейском районе, и в Лесосибирском, и в Богучанском районе на мой взгляд, мне кажется, страдают от гигантизма. То есть, не хотят инвесторы строить малый или средний ЦБК. Они хотят обязательно очень крупный.

 

- Достаточно ли запасов леса для работы огромных перерабатывающих комбинатов?

- Для меня очевидно, что, если мы говорим о ЦБК в Лесосибирске, то вопрос должен стоять так: либо строить ЦБК в Енисейском районе, либо – в Лесосибирске. Два ЦБК в такой близости друг от друга открывать не эффективно. Но даже, если будет выбран только один проект, я сомневаюсь, что объём сырья в близлежащих районах будет достаточен для загрузки на полную проектную мощность. Я участвовал несколько лет назад в общественных слушаниях по строительству ЦБК в Енисейском районе. Тогда это называлось лесохимический комплекс. Там многие специалисты выражали сомнения в том, что приведённые цифры, расчётные лесосеки проектной документации соответствуют реальным данным. Мне кажется, что необходимо пересчитать ещё раз для нового ЦБК.

 

- Проводилась ли экологическая экспертиза? Каковы её выводы и планируются ли общественные слушания?

- Строительство ЦБК входит в перечень объектов, которые подлежат Государственной экологической экспертизе. Поэтому, конечно, экспертиза будет проводиться. Должна быть выполнена оценка влияния на окружающую среду, должны быть общественные слушания. Только по их результатам Госэкспертиза может принять на рассмотрение весь пакет документов. Без результатов общественных слушаний такая документация будет считаться не комплектной и не будет принята. Будут ли участвовать активисты во многом будет зависеть от заказчика проекта и организатора слушаний – местной администрации.

 

- Судя по соцсетям, жители Лесосибирска опасается выбросов и экологического ущерба, который может нанести ЦБК? Насколько обосновано их беспокойство?

- Есть презумпция экологической виновности. Заказчику нужно доказывать, что воздействие будет минимальным и не будет наносить ощутимого вреда природе и местному населению. Как успешно он это докажет, от этого тоже будет зависеть получение положительного заключения экспертизы. Я не видел подробного обоснования – будет ли там замкнутая система газооборота, как она будет строиться. Предыдущий проект строительства ЦБК в Енисейском районе получил наибольшее количество замечаний по соотношению потенциальных сбросов, хотя они и предполагали закрытый цикл. Но там был запланирован сброс выше по течению от водозабора города Лесосибирска. В случае любого ЧП получалось, что автоматически вся химия будет поступать в систему водоснабжения города. Это недопустимо. Можно сколько угодно говорить о том, что этого не допустят, но пока наглядно не будет понятно, какие методы, какие системы будут применены, чтобы на 100% исключить такую возможность, у местных жителей есть основания не доверять словам.

 

Выскажите мнение о материале:

Очень полезно  Любопытно  Ничего нового  


Об Ассоциации . ЦБП России . Новости и комментарии . Исследования и публикации . Календарь событий . СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Главная . Контакты . Карта сайта .   . Написать письмо    Тел./Факс +7 (495) 783-06-01
Copyright 2009 РАО "Бумпром" другие новости
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100