19 февраля 2021 г.
ЛЕСПРОМ
ПЕРЕНЕС ПАНДЕМИЮ ЛУЧШЕ ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ
Вера Колерова,
«Российская газета»
Российский
леспром - одна из отраслей промышленности, наиболее хорошо перенесших 2020 год.
Помог как возросший спрос на санитарно-гигиенические изделия и упаковку, так и
глубокая интеграция в глобальный рынок. Экспорт целлюлозы, фанеры, плит хоть и
просел, но позволил производителям заработать.
Для целлюлозно-бумажной промышленности в 2020 году
спасением стал высокий спрос в марте-апреле на тароупаковочную и
санитарно-гигиеническую продукцию (например, производство туалетной бумаги
выросло на 8,1% за 3 кв. 2020 года к тому же периоду 2019-го). Увеличился
выпуск упаковочных материалов: крафт-лайнера - на 26,6%, флютинга - на 10,9,
гофрокартона - на 3,2%. Стал быстро расти спрос на упаковку для потребительских
товаров, ведь многие предприятия активно переходили на торговлю навынос и
доставку товаров - от еды до одежды.
Значительно увеличился экспорт из России
крафт-бумаги и крафт-картона - на 40%, более чем в полтора раза выросли
поставки на экспорт регенерированного картона. "Российские производители
оказались конкурентоспособными на мировом рынке и по ценам, и по качеству, -
говорит Юрий Лахтиков, президент РАО "Бумпром". - Сыграло роль
высокое качество первичного волокна, идущего на производство крафт-бумаги, -
это волокнистая северная армированная целлюлоза. Кроме того, у нас качественная
макулатура, которая проходит не много переделов".
Некоторые сегменты ЛПК даже в столь сложное для
экономики время оказались в хорошем плюсе - в частности, это касается
целлюлозно-бумажной промышленности. "Наши предприятия за прошедшие 10
месяцев увеличили выпуск целлюлозы на 6,5%, бумаги и картона более чем на 4%.
Позитивная картина складывается и по биотопливу, где производство прибавило
свыше 6%, а экспорт вырос на 23%. Благоприятная ситуация наблюдается и на рынке
деревянного домостроения, спрос на продукцию которого увеличился почти на
30%", - указал в конце 2020 года министр промышленности и торговли Денис
Мантуров.
Быстро смогли оправиться от кризиса производители плитной
продукции (МДФ, ДСП, фанера). Падение внутреннего спроса во втором квартале
2020 года в карантинные апрель-май с лихвой компенсировалось в
третьем-четвертом кварталах - почти все заводы сейчас работают с полной
загрузкой. "Предприятия обеспечены заказами чуть ли не до второго квартала
2021 года", - отмечает консультант аналитического агентства What Wood
Марина Зотова. Выросло производство пиломатериалов, фанеры, клееного бруса.
Некоторые из этих позиций - экспортно ориентированные. Например, почти две
трети производимой в России фанеры уходит за рубеж, и ее экспорт в 2020 году
увеличился: российская фанера идет в основном в строительный и транспортный
сектора, где не было сильного падения спроса.
Однако цены на фанеру на мировом рынке снижались в
течение года до 20%. "Сейчас мы возвращаемся по ценам к уровню 2019 года,
они растут на 5-8%, - отмечает Николай Иванов, представитель "Сегежа
Групп". - Существенно растут цены на пиломатериалы. Появилась интересная
тенденция и на российском, и на мировом рынке со второй половины 2020 года:
растет спрос на загородную недвижимость, и на всё, что требуется для ее
строительства, в том числе фанеру". В отрасли деревянного домостроения
заметен даже некоторый ажиотаж - опрошенные участники рынка говорят о бурном
росте заказов на деревянные дома и строения начиная с лета вплоть до 30-40%.
Однако все строители столкнулись с двумя
проблемами, говорит гендиректор "Зодчий" Михаил Королев: это
подорожание к концу 2020 года пиломатериалов на уровне от 15 до 30% (доска,
клееный брус и пр.) и нехватка строительных бригад на протяжении всего года.
Подорожание материалов связано с тем, что производителям доски и бруса стало
выгоднее экспортировать продукцию с учетом выросшего курса доллара и евро. В
итоге на внутреннем рынке стал формироваться дефицит, а внутренние цены начали
"подтягиваться" к ценам на внешнем рынке.
Наиболее сложная ситуация среди подотраслей ЛПК
складывалась в этом году в мебельной промышленности. По словам Тимура
Иртуганова, директора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей
промышленности России, за 9 месяцев 2020 года объемы выпуска мебели сократились
примерно на 2,5%. В первом квартале 2020 года производство выросло на 20%,
однако потом в связи с закрытием розничных продаж мебели и снижением корпоративных
заказов из-за карантина рынок словно замер. В июне-сентябре произошел всплеск
продаж, на который повлиял отложенный спрос: посидевшие на карантине в четырех
стенах люди мечтали создать себе уют и изменить обстановку. "Однако раньше
мебельная промышленность росла на 20-25% в год, так что отрасль многое
недополучила", - говорит Иртуганов. Многие инвестиционные проекты были
отложены. Осложнил ситуацию дефицит древесно-стружечных плит для выпуска
мебели. Производители плит просто не могли создать достаточного товарного
запаса этой весной из-за карантина.
Но в целом и мебельная промышленность отходит от
пандемийного шока, опираясь на оживление спроса и надеясь на его
долгосрочность. У мебельщиков тоже есть в рукаве еще и экспортные возможности
(в 2019 году, например, на экспорт поставлено почти на полмиллиарда долларов
готовой мебели; в 2020 году экспорт просел на 15%) - то, что помогло выстоять
всему российскому ЛПК. "По прогнозам экспертов, к 2030 году потенциальный
спрос на российскую целлюлозу может вырасти почти в два раза, до 17 млн тонн в
год. Наша страна сегодня обладает не только необходимыми ресурсами, но и
уникальными конкурентными преимуществами по затратам на производство целлюлозы.
Столь удачная конъюнктура рынка в совокупности с господдержкой лесопереработки
дадут долгожданный толчок развитию целлюлозно-бумажной промышленности в нашей
стране", - уверен статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли
Виктор Евтухов.
Выскажите мнение о материале: